Театр света


Мы уже не раз говорили об освещении как одной из главных составляющих интерьера. С помощью этого особого инструмента, правильным образом примененного, можно организовать и декорировать любое пространство. Творческий подход к освещению, помноженный на сложную архитектурную игру с пространством, создал неповторимый облик этой квартиры.

Едва войдя в коридор незнакомой еще квартиры, я поняла, что "общение" с интерьером обещает быть интересным. Сразу обратили на себя внимание покой и приятный рассеянный свет. Уже в коридоре уловила явные намеки на этническую тему: раздвижные двери с матовым стеклом в гардеробную справа от входа, каллиграфический свиток с иероглифом на противоположной стене. В дальнейшем стало ясно, что здесь не обошлось без Японии. Характерная общая выверенность и чистота пространства, колорит, основанный на сочетании темно-коричневого и светло-бежевого, изящная простота мебели. Как выяснилось из разговора с архитектором Андреем Моргуновым, заказчица изначально задала направление его творческой деятельности с ориентиром на японский интерьер. Кстати, здесь можно констатировать тот редкий случай, когда хозяйка квартиры твердо знала, чего хочет. Но указание стилевого направления оказалось для архитектора всего лишь отправной точкой в игре ума и фантазии. В результате чего возникли чрезвычайно интересные и на первый взгляд неожиданные решения.

Квартира проектировалась для одного человека. В первозданном виде она представляла собой отягощенное вертикалями коммуникационных блоков пространство общей площадью 96 м2, которое разделялось несущими стенами на два неодинаковых помещения. Меньшее по площади (36 м2) и более удаленное от входа без размышлений отдали под приватные покои, спальню и ванную. В большем (60 м2), раскрывающемся прямо от входа, логично было расположить общественную часть интерьера. Согласно пожеланиям хозяйки, здесь требовалось разместить прихожую с гардеробной, гостиную, кабинет, столовую, кухню и кладовую. Не такая уж простая задача при наличии прямоугольной комнаты всего с двумя окнами! При этом главная идея сводилась к созданию свободного открытого пространства, насыщенного дневным светом, - чего-то вроде просторной студии с минимальным количеством перегородок.

Мерами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю добуддийскую религию синто, а четвертое (югэн) навеяно буддийской философией. Попробуем разобраться в смысле каждого из этих терминов. Слово первое - "саби". Красота и естественность для японцев - понятия тождественные. То, что неестественно, не может быть красивым. Но ощущение естественности можно усилить добавлением особых качеств. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в следах возраста. Их привлекают потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Вот эти черты давности и обозначаются словом "саби", что буквально переводится как ржавчина. Стало быть, саби - это неподдельная заржавленность, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени.

Журнал "Идеи вашего дома" ( №10 (67) октябрь 2003.. )

ЕСЛИ ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ, ПИШИТЕ

ИЛИ ЗВОНИТЕ: +7(903)130-77-81, +7 (925) 748-81-44